skip to Main Content

Резолюция Практического семинара-конференции “Дичеразведение как способ сохранения охотничьих ресурсов. Современный подход. Технологии. Проблемы. Перспективы”

1-4 марта 2017 года состоялся первый практический семинар-конференция «Дичеразведение как способ сохранения охотничьих ресурсов. Современный подход. Технологии. Проблемы. Перспективы», организованный ООО «ДирЛенд» при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Вольерное содержание диких животных и дичеразведение являются перспективными направлениями современного охотничьего хозяйства и получили широкое развитие в передовых охотничьих странах. Развитие этих направлений соответствует задачам Государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года.

В последние 20 лет дичеразведение во многих странах переживает подъем: появляются новые материалы и технологии, совершенствуются научные подходы к разведению, происходит активный обмен передовым опытом.

В то же время, в России всего насчитывается 219 вольеров для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях, что уступает показателям, например, Чехии, где имеется порядка 250 оленьих парков.

Целью практического семинара-конференции явилось обсуждение проблем, тенденций и перспектив развития дичеразведения в России и знакомство с опытом и современными технологиями дичеразведения, используемыми в ряде стран Европы.

В работе конференции приняли участие 93 представителя из 26 субъектов Российской Федерации, среди которых были руководители и специалисты органов государственной власти и подведомственных учреждений, общественных организаций, частного бизнеса, иностранные специалисты из Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Чехии.

Конференция проходила в режиме работы пленарных заседаний и круглых столов.

На пленарных заседаниях были заслушаны доклады о современном состоянии содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в различных регионах Российской Федерации, проектировании и строительстве вольеров, разработке и производстве кормов и минеральных добавок для диких копытных животных, принципиальном подходе, преимуществах и особенностях фермерского разведения оленей, применении биотехнологических методов в разведении диких копытных животных, опыте организации и государственного регулирования племенного разведения оленей на примере Латвии.

На круглых столах обсуждались вопросы нормативного регулирования дичеразведения, терминологии, используемой в законодательстве, аренды лесных участков, разведения и выпуска животных в естественную среду обитания (включая несвойственные виды), изъятия охотничьих ресурсов, разведенных в полувольных условиях, а так же опыт создания ферм оленей в России.

1. Признавая важность состоявшегося обсуждения участники Конференции отмечают:

1.1. Необходимость всемерного развития вольерного содержания диких животных и дичеразведения в России, что обеспечит развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства и занятость населения в сельской местности, существенно повысит доступность охоты для граждан.

1.2. Необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования вольерного содержания диких животных и дичеразведения, сокращения административных барьеров и правовой неопределенности. В настоящее время государственное регулирование этой деятельности ограничено только установлением порядка выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Не решены следующие вопросы:

1.2.1. Законодательство не содержит определения понятий «полувольные условия», «искусственно созданная среда обитания», «неволя».

1.2.2. Отсутствуют установленные требования к содержанию охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

1.2.3. Цели содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания ограничены размещением охотничьих ресурсов в среде их обитания или их реализацией в соответствии с гражданским законодательством. Осуществление охоты и добычи охотничьих ресурсов в полувольных условиях законодательно не урегулировано.

1.3. Необходимость учета потенциальных угроз, возникающих при ввозе и вольерном разведении видов и подвидов животных, несвойственных для местной фауны.

1.4. Необходимость поддержки и координации на федеральном уровне осуществления комплекса мер по замещению в охотничьих угодьях европейской части России кабана альтернативными видами копытных животных в целях снижения угрозы распространения африканской чумы свиней на территориях Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, для стимулирования выпуска разведенных охотничьих ресурсов в охотничьи угодья.

1.5. Необходимость обмена практическим опытом и получения информации о современных технологиях дичеразведения.

2. Уделив особое внимание вопросам законодательного регулирования, участники Конференции отмечают:

Непродуманные изменения законодательства приводят к утрате интереса успешных охотпользователей к инвестициям в развитие охотничьего хозяйства в части дичеразведения, поскольку первичные затраты на организацию вольера (ограждение и завоз животных) достигают 10 млн.руб. и более.

Установление моратория на переход с долгосрочной лицензии на охотхозяйственное соглашение препятствует нормальной работе охотничьих хозяйств, действующих на основании долгосрочной лицензии и развитию вольерного направления в целом.

Вызывает озабоченность установление необоснованно высокого размера ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства планируемых к утверждению Правительством Российской Федерации.

Участники Конференции предлагают:

Обеспечить деятельность охотпользователей после окончания срока действия долгосрочной лицензии путем заключения охотхозяйственного соглашения на срок от 20 до 49 лет.

При установлении размера ставок платы за единицу площади лесного участка при осуществлении деятельности в сфере охотничьего хозяйства необходимо учитывать, что максимальное количество объектов охотничьей инфраструктуры, а также занимаемая ими площадь, связаны с содержанием и разведением охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Установить размер ставок платы за единицу площади лесного участка при осуществлении деятельности в сфере охотничьего хозяйства, соизмеримый с размером платы за пользование лесным участком при выпасе скота.

Продолжить совершенствование законодательства в области охоты в части дичеразведения.

При поддержке Минприроды России проводить на регулярной основе практические семинары (конференции) для широкого обмена информацией и опытом по вопросам дичеразведения.

Back To Top